Задание 12.  Знаки препинания в сложносочинённом  предложении

Для успешного выполнения задания 12 предлагаю воспользоваться следующим АЛГОРИТМОМ:

 


 


Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Шаг 3. Находим в предложениях с найденными сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.

Шаг 5. Выписываем ответ.


Рассмотрим, как действует АЛГОРИТМ.

ПРИМЕР 1
Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Она,(1) ка­за­лось,(2) го­то­ва была бла­го­да­рить его ещё час,(3) но он по­вер­нул­ся и убе­жал.
И на пер­вой пе­ре­ме­не ока­за­лось,(4) что никто из маль­чи­ков в их клас­се ни­че­го не по­да­рил де­воч­кам. Ни один. Толь­ко перед Леной По­по­вой ле­жа­ли неж­ные ве­точ­ки ми­мо­зы.
— От­ку­да у тебя цветы? — спро­си­ла учи­тель­ни­ца.
— Это мне Витя по­да­рил,(5) — спо­кой­но ска­за­ла Лена. Все сразу за­шу­шу­ка­лись,(6) по­смот­рев на Витю,(7)
а Витя низко опу­стил го­ло­ву.

 


Шаг 3. Находим в предложениях с сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

!!! Поскольку, в соответствии с заданием, нужно выписать цифры, а не цифру и мы нашли всего два сочинительных союза, то ответ очевиден и без выделения грамматической основы.


 

Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.


 

Шаг 5. Записываем ответ: 37

ПРИМЕР 2

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Я не­пло­хо знал не­мец­кий,(1) до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил,(2) но од­на­ж­ды на­стал и мой черёд,(3) когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске,(4) будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка,(5) и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние.

Шаг 3. Находим в предложениях с сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

!!! Так как нужно выписать цифру, а не цифры, а мы нашли два сочинительных союза, то необходимо выяснить, какой из найденных союзов соединяет части ССП.

[Я не­пло­хо знал не­мец­кий,(1) до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил],(2) но [од­на­ж­ды на­стал и мой черёд],(3) (когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске,(4) будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка,(5) и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние).

 

!!! "будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка" - это сравнительный оборот


Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.

Синтаксический анализ предложения указывает на то, что части ССП соединяет союз НО, а союз И соединяет однородные сказуемые "вызвала" и "велела".


Шаг 5. Записываем ответ: 2

Обратите внимание!
1. Сочинительный союз может соединять однородные члены, в этом случае он не соответствует требованию условия задания. Поэтому всегда проверяйте, что соединяет сочинительный союз.

2. "Однако" может быть и сочинительным союзом, и вводным словом. Если "однако" - союз, то его можно заменить синонимичным союзом "но". 

 

ПЕРЕЧЕНЬ сочинительных союзов:

 

и

 

а

 

но да (= и/но), да и
тоже, также
или (иль)
либо 

 

зато
однако
же 

 

ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то л
как — так и

 

не только — но и 

 

 

Задание 12.  Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении

Для успешного выполнения задания 12 предлагаю воспользоваться следующим АЛГОРИТМОМ:

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи 

 

(сочинительная или подчинительная).

 


 

Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

 


 

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей (очень важно!), находим в каждой части грамматическую основу.

 


 

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной.

 


 

Шаг 5. Записываем ответ.

 


Рассмотрим, как действует АЛГОРИТМ.


 

ПРИМЕР 1

 


 

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

 


 

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

 


 

Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

 


 

Они молча от­да­ли ей пись­ма и по­хо­рон­ку. Анна Фе­до­тов­на ощу­па­ла каж­дый ли­сток,(1) удо­сто­ве­ри­лась,(2) что они под­лин­ные,(3) ак­ку­рат­но сло­жи­ла в шка­тул­ку и ска­за­ла:

 

— Маль­чик,(4) по­ставь шка­тул­ку на место. И за­двинь ящик плот­но,(5) чтобы я слы­ша­ла.

 


 

 

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей находим в каждой части грамматическую основу.

 

 

Они молча от­да­ли ей пись­ма и по­хо­рон­ку. Анна Фе­до­тов­на ощу­па­ла каж­дый ли­сток,(1) удо­сто­ве­ри­лась,(2) (что они под­лин­ные),(3) ак­ку­рат­но сло­жи­ла в шка­тул­ку и ска­за­ла:

 

— Маль­чик,(4) по­ставь шка­тул­ку на место. И за­двинь ящик плот­но,(5) (чтобы я слы­ша­ла).  

 

 

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

 


 

 

  • первое придаточное находится в середине главной части и выделяется двумя запятыми - 2 и 3.  

 

 

  • второе придаточное находится после главной части в конце предложения, поэтому выделяется одной запятой - 5.

 


 

Шаг 5. Записываем ответ: 235

 

 


 

ПРИМЕР 2

 


 

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

 


 

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те все цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 


 

 

Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

 


 

Когда у него,(1) у Вень­ки,(2) будет соб­ствен­ный сын,(3) он ни за что не ста­нет по­ку­пать ему ни­ка­ких пи­джа­ков. Он вни­ма­тель­но изу­чит,(4) в чём будут хо­дить дру­зья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джин­сов­ку,(6) как у Пети Ко­мис­са­ро­ва: скром­ную,(7) с мно­го­чис­лен­ны­ми удоб­ны­ми кар­ма­на­ми на «мол­ни­ях» и кноп­ках.

 

 

 

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.

 


 

(Когда у него,(1) у Вень­ки,(2) будет соб­ствен­ный сын),(3) он ни за что не ста­нет по­ку­пать ему ни­ка­ких пи­джа­ков. Он вни­ма­тель­но изу­чит,(4) (в чём будут хо­дить дру­зья сына),(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джин­сов­ку,(6) как у Пети Ко­мис­са­ро­ва: скром­ную,(7) с мно­го­чис­лен­ны­ми удоб­ны­ми кар­ма­на­ми на «мол­ни­ях» и кноп­ках.

 


 

!!! как у Пети Ко­мис­са­ро­ва - это не придаточное, а сравнительный оборот, т.к. отсутствует грамматическая основа.

 


 

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

 


 

 

  • первое придаточное находится перед главной частью в начале предложения и выделяется одной запятой, стоящей после придаточной части - 3.  

 

 

  • второе придаточное находится  в середине предложения, поэтому выделяется двумя запятыми - 4,5.

 

Шаг 5. Записываем ответ345



ПРИМЕР 3

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).


В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 


Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

 

 

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?

 

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

 

 

!!! Частица ЛИ может выступать в роли подчинительного союза, при этом она обычно удалена от запятой.

 


 

 

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.

 


 

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) (можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю)?

 

— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) (по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра).

 


 

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

 


 

 

  • первое придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 5.  

 

 

  • второе придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 8.

 

Шаг 5. Записываем ответ58

 


 

 


ПРИМЕР 4

 


Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи  (сочинительная или подчинительная).


 

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 


 

 

Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

 


 

Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка,(1) но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

 

Яркая земля,(2) од­но­тон­но-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) све­жее,(5) чи­стое и ясное. За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми,(6) и это не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на,(7) цве­то­вые пе­ре­хо­ды,(8) рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

 

Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра,(9) крас­ки ко­то­ро­го необы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов.

 


 

!!! Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой.

 

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.

 

 


 

Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка,(1) но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

 

Яркая земля,(2) од­но­тон­но-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) све­жее,(5) чи­стое и ясное. За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми,(6) и это не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на,(7) цве­то­вые пе­ре­хо­ды,(8) рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

 

Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра,(9) (крас­ки ко­то­ро­го необы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов).

 


 

 

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

 


 

 

  • придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 9.  

 

 


Шаг 5. Записываем ответ: 9


Обратите внимание на ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ:


 

1. Придаточная часть может стоять не только после главной, но и перед ней. В этом случае подчинительный союз/союзное слово находится в начале предложения и его можно не заметить. Цифра, обозначающая запятую между частями СПП, при этом находится перед главной частью: (Когда ...), [...].
Поэтому всегда проверяйте начало предложения!

2. Если придаточная часть находится в середине главной, то она выделяется двумя запятыми:  [ ..., (когда ...),...].
!!! Чтобы безошибочно определиться с границами придаточной части, исключите её из предложения. Если оставшиеся части состыковались по смыслу, то границы выделены верно, если смысловой стыковки не произошло, то границы установлены неверно.


3. Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой, из-за этого придаточную часть можно не заметить:  [ ...], (... который ...).


4. В роли подчинительного союза может выступать частица ЛИ, которая тоже обычно удалена от запятой:  [ ...], (... ли ...).


5. Не путайте сравнительное придаточное со сравнительным оборотом


!!! Отличить их несложно:   в сравнительном придаточном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте её нет.


ПЕРЕЧЕНЬ подчинительных союзов и союзных слов, встречающихся во всех вариантах задания 12 ОБЗ ФИПИ:

будто

зачем
если (ежели)
как
какие
когда
который (в т.ч. падежные формы с предлогом или без)
ли
почему
потому что
что (в т.ч. падежные формы с предлогом или без, например, в чём)
чтобы, чтоб

Выполнить задание и проверить себя вы можете здесь.