Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Поэзия «чистого искусства».

 

А. А. Фет

 

1. Особенности поэзии «чистого искусства»

 

Признаки

1

Поэзия намеков, догадок, умолчаний.

2

Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

3

Искусство не должно быть связано с жизнью.

4

Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

5

Это поэзия для избранных.

 

 

 

2. Основные темы поэзии «чистого искусства» 

 

Любовь

Природа

Искусство

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.

Образность, нетрадицион­ность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.

Певучесть и музыкальность.

 

 

 

3. Поэзия А. А. Фета
Природа в стихотворениях поэта:

 

Время года

Как представлено в творчестве

русская весна

пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи

русское лето

сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

русская осень

пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях

русская зима

бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

 

 

 

Сравнение поэзии о природе

 

у Фета и Некрасова

 

Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку.

 

 

 

Особенности пейзажной лирики

 

• стремление к фиксации изменений в природе;

• наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы;

• изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов;

• точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

 

 

 

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?

 

1

преклонение перед чистой красотой

2

нарочитая красивость, даже банальность.

3

постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»

4

стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощуще­ние штрихах

5

поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом

Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

 

 

 

Что такое природа в стихотворениях Фета?

 

• сумрачные осенние дни

• первый весенний цветок

• томительный среднерусский полдень

• короткая северная ночь

• плач комара

• хриплый призыв коростеля

Фет о творчестве:

«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

«Целый мир от красоты».

 «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»