Александр Александрович Блок (1880-1921)

Основные темы лирики

 

Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».

 

 

 

1. Стихи о «Прекрасной даме»

 

• Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.

• Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.

• Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.

 

 

 

Особенности поэтической речи

 

Фантастичность и загадочность изображаемого.

Неопределенно-личные предложения.

Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».

 

 

 

2. Стихи о России

 

В лирике Блока слышится постоянное обращение к России . Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе , на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.

 

 

 

Стихи

Особенности содержания и стиля

«Россия» (1908 г

Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже пред­вещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтоже­нием усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, не­осознанным предчувствием:

И невозможное возможно, Дорога долгая легка...

«На поле Кули­ковом» цикл (1908 г.)

Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое престав­ление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвра­щение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

...Испепеляющие годы!

Есть немота - то гул набата

Безумья ль в вас, надежды ль весть

Заставил заградить уста.

 

От дней войны, от дней свободы -

В сердцах, восторженных когда-то,

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть роковая пустота.

Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.

 

 

 

3. Поэма «Двенадцать»

 

• Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».

• В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.

 

 

 

Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?

 

 

 

Старый мир

Новый мир

буржуй

красноармейцы

писатель-вития

ветер

товарищ поп

снег

 

пёс

 

 

 

Стихия цвета

«Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - но­вое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.

Стихия музыки

2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.

Стихия природы

Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы пред­ставителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Уч­редительному собранию».

Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.

Стихия душ человеческих

Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.

Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».

8 глава

Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.

11 глава

Идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Стихия вседозволенности

Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с ме­тельных улиц Петрограда в миры иные.

Появление Иисуса Христа

С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

 

 

В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».