Алексей Максимович Горький (Пешков)  (1868-1936)

А.М. Горький 

 

1. Ранние романтические произведения

 

Почему Горький выбирает романтический тип героя?

• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.

• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.

• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.

• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».

• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

 

 

 

Характерные признаки романтического произведения:

герой противопоставляется «толпе»;

герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

 

 

 

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»

 

• Рассказ-размышление о смысле жизни

• Главный герой - исключительная личность

 

Особенности композиции:

1

состоит из трех самостоятельных частей

2

сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования

3

первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию

4

центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

 

 

 

Сравнение двух главных героев:

 

Параметры для сравнения

Ларра

Данко

Внешность

«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»

красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция

? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хо­чешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;

? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племе­ни - «наказание ему в нем самом»

? «лучший из всех», «он любил лю­дей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;

? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни

одиночество

Послесловие

от Ларры осталась только тень, бродящая по степи

от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод

крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям

альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

антиидеал

романтический идеал

 

 

 

Старуха Изергиль

• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко).

• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

 

 

 

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:

 

1

Ларра и Данко

Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2

Данко

Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3

Ларра

Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4

Ларра и Данко

Старуха Изергиль

Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5

Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожерт­вовать собой.

 

 

 

3. Пьеса «На дне»

 

Смысл названия

 

• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».

• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.

• Размышление о правде и спор о предназначении человека.

 

 

 

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:

Клещ

«Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Изды­хать надо...вот она, правда!»

Анна

«Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»

Актер (стихи Пье­ра Беранже)

Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...

Лука

Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком су­рова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тя­жело, что нужно нести ему сострадание.

Сатин

Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрываю­щейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.