Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
«Отцы и дети»
? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает ...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». ? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей». |
В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова, |
Базаров |
и |
Аркадий Кирсанов |
Павел Петрович Кирсанов |
||
Анна Сергеевна Одинцова |
||
Родители Базарова |
||
Ситников и Кукшина |
Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:
Первый круг |
|
Приезд в Марьино (М) |
Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». |
Первая встреча с Одинцовой (О) |
Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин. |
Приезд в имение родителей (Р) |
«...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький) |
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцовой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства Базарова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным. |
|
Второй круг |
|
Приезд в Марьино (М) |
Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов. |
Базаров заезжает к Одинцовой (О) |
Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова. |
Базаров у родителей (Р) |
Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к своим старикам перед смертью он не может. |
Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь. |
Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все: |
|
искусство |
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит» |
природу как предмет для восхищения |
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» |
любовь |
«белиберда» |
и даже... |
Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых: - Мы отрицаем - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию... но и ...страшно вымолвить... - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть. |
4. Основные конфликты в романе
Отцы и дети |
Теория и жизнь |
Наиболее острое столкновение происходит между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. |
Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой. |
Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно называет «белибердой». |
|
«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис) |
|
Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция». |