Федор Михайлович Достоевский (1821-1877)
"Преступление и наказание"
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя». |
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. |
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». |
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». |
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета. |
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление |
Наказание |
Занимает 1 часть повествования |
Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления |
Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |
Жанр романа
роман |
? социально-бытовой |
? детективный |
|
? любовный |
|
? психологический |
|
? философский |
|
? религиозный |
3. Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа - желтый:
Герои |
Встречается желтый цвет |
Раскольников |
Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня |
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович |
Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов |
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица |
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя |
Его значение в романе |
Раскольников |
«Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам. |
София |
Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. |
Лебезятников |
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. |
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) |
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. |
Разумихин |
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным». |
Лизавета Ивановна |
«Елисавета» - почитающая Бога. |
Число «три» в романе
Герой |
Как связан с числом «3» |
Марфа Петровна |
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. |
Соня |
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. |
Соня |
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». |
Марфа Петровна |
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. |
Свидригайлов |
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. |
Раскольников |
Трижды позвонил в колокольчик старухи. |
Раскольников |
Трижды встречается с Порфирием Петровичем. |
Дуня |
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах. |
Разумихин |
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников. |
Свидригайлов |
Вручает Соне три билета. |
Марфа Петровна |
«Три раза приходила» к Свидригайлову. |
Раскольников |
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола. |
Соня |
В ее комнате три больших окна. |
Число «семь» в романе
? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением. |
|
Деталь, эпизод романа |
Как связано с числом «7»? |
Сам роман |
Состоит из 6 частей и эпилога. |
1-я и 2-я части романа |
Состоят из 7 глав. |
7 часов вечера |
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. |
7 лет каторги |
Такой срок определен в качестве наказания герою романа. |
7 лет |
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. |
7 детей |
У портного Капернаумова. |
Раскольников в 7 лет |
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. |
730 шагов |
До дома старухи-процентщицы. |
В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди |
Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». |
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании. |
Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». |
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. |
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. |
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. |
Одна смерть и сто жизней взамен. |
«Да ведь тут арифметика!» |
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью? |
Социальные |
Нравственные |
Крайняя степень нищеты героя. |
Желание проверить теорию. |
Болезненное и раздраженное состояние героя. |
Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников). |
Всеобщая несправедливость жизни. |
Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. |
Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье. |
|
Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни. |
|
Встреча на бульваре с обманутой девушкой. |
|
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1 |
...ну да, чтоб ограбить... |
2 |
...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был! |
3 |
Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... |
4 |
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать... |
5 |
И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... |
6 |
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею... |
Было задумано |
Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. |
Чуть не пропустил назначенный срок. |
Поменять шляпу на картуз. |
Забыл, пошел в шляпе. |
Взять топор в кухне. |
В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. |
Должен был быть осторожным и предусмотрительным. |
Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы. |
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. |
Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. |
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. |
Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием. |
• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа. |
1. Двойственность Петербурга |
|
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади |
Величественная, прохладная Нева. |
2. Совпадение состояния героев и города |
|
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). |
Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев. |
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления. |
Герой |
Где он живет |
Раскольников |
Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3). |
Соня |
«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4). |
Мармеладовы |
Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2). |
|
Петр Петрович Лужин |
Аркадий Иванович Свидригайлов |
Теория |
«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» |
«Человеку все позволено» |
Поступки |
Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. |
Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством. |
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова |
Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. |
Соня |
Раскольников |
преступники |
|
Преступает нравственный закон. |
Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. |
Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. |
Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. |
Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. |
Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |