"Слово о полку Игореве"
«Слово о полку Игореве»
1. История открытия «Слова»
Кто сделал открытие |
известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II) |
Когда это произошло и где |
начало 90-х годов XV!!! века, списки найдены в Ярославле |
К какому времени относят списки «Слова» |
к XVI веку |
Когда вышло первое печатное издание |
1800 год |
Пожар в Москве |
1812 год, сгорела библиотека Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник |
Как текст «Слова» дошел до наших дней |
сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II |
«Слово» состоит из следующих частей:
1 часть — Вступление 2 часть — Описание похода князя Игоря 3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы» 4 часть — Возвращение Игоря из плена |
Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!» |
|
Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. |
Князь Игорь |
Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла. |
Брат князя Игоря Всеволод |
Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. |
Жена князя Игоря Ярославна |
Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье. |
Святослав |
Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека. |
Русская земля, Родина |
Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко. |
Язык |
Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа. |
Художественные приёмы |
Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п. |
Эпитеты |
Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п. |
Метафоры |
Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п. |
Олицетворение |
Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями. |
Использование символики |
Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи — это вражеские полки, а четыре солнца — это четыре русских князя. |
Аллитерация (созвучие) |
Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие». |
Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.